Репетитор по математике для 5 класса

О работе с новой темой

Пятиклассники быстро теряют концентрацию внимания, если их участие в процессе объяснения нового материала пассивно. Эффективными будут уроки, на которых репетитор по математике рассказывает что-то новое в процессе выполнения заданий. Такие знания приобретают для ученику практическое значение и материал лучше усваиваются.

Учитывая недостаток объема памяти ребенка и трудности с выделением главного в потоке информации, репетитор по математике вынужден уменьшать продолжительность объяснений. Они не должны превышать по времени 5 -7 минут. Остальное время необходимо тратится на практическую работу. Нельзя много и быстро говорить. Иначе ребенок не запомнит и четверти сказанного.

Некоторую помощь преподавателю оказывает использование коротких опорные фраз для отдельных понятий и правил. Они подчеркивают важные особенности изучаемого материала. Если репетитор по математике их произносит каждый раз в момент выполнения учеником каких-либо операций, то в его памяти возникают некие ассоциации, способные вызывать правильные действия при самостоятельном решении задач. Упор на особенности работа ассоциативной, слуховой и моторной памяти в раннем возрасте особенно важен.

Например, в работе с десятичными дробями репетитор по математике озвучивает такие опорные фразы: «при сложении в столбик запятую ставим под запятой», «при умножении знаки после запятой накапливаются» ,«делим на 10 — запятая влево», «умножаем на 10 — запятая вправо», «чтобы найти часть от числа, надо разделить его на знаменатель и ...».

Как правило, хороший репетитор по математике находится в постоянном поиске чего-то нового: методов объяснений, форм работы и форм заданий, методик оформления и наводящих вопросов. Приходится все время что-то придумывать и корректировать. Даже по мелочам. Например, необходимо максимальное разнообразие сюжетов в текстовых задач. Если они будут начинаться с одного и того же: «из пункта А в пункт В….», то ребенок их просто возненавидит. К стимуляторам учебной деятельности можно отнести математические головоломки, кроссворды, рисунки к задачам, математические игры, красивое ведение тетради и выставление оценок.

Методика поощрений

Еще лет 10 назад я считал, что оценки в индивидуальной работе не нужны ни ученику ни репетитору. Все проблемы видны, ошибки моментально исправляются. Отчитываться перед администрацией школы не нужно, журнал не сдавать. Однако уже много лет я действую иначе. Оценка, которую репетитор по математике выставляет на уроке — имеет огромное значение для мотивации обучения. Ребенок трудится, тратит силы и время и не получает ничего в замен? Это несправедливо. Удовольствие от проделанной работы должно обязательно подкрепляться получением положительных эмоции. Пятерка, полученная от репетитора по математике, это такая же оценка, ничем не отличающаяся от школьной. Получив ее дома ребенок он почувствует, что знает предмет и будет стремиться получить ее в школе.

Значимость оценки убывает с возрастом. К сожалению, часто уже к 6-7 классу репетитор по математике не имеет возможности воздействовать оценкой на ученика с той же силой. Интересное наблюдение: в 5 классе ученик чаще просит именно поставить 5 в тетрадь, а в 7 классе спрашивает: «что бы мне поставили в школе за эту работу»? В 5-6 классе дети любуются оценками, рассматривая их как картинки в детской книжке. И получают от этого процесса особое удовольствие.

Иногда я завышаю оценки. Это делается для того, чтобы придать занятиям позитивный настрой. Привычка иметь хорошие результаты в домашнем обучении, скорее всего, вызовет желание подтянуться и по школе тоже. Для оценок я завожу отдельный мини-журнал. Двоек не ставлю.

Колпаков Александр Николаевич, репетитор по математике

Страницы: Назад 1 2 3 4 5 6 7 Далее