Каким должен быть ЕГЭ по математике. Мнение репетитора

Уже несколько лег экзамен ЕГЭ остается предметом споров и размышлений в самых разных слоях нашего общества. Как в кругу профессиональных преподавателей, так и среди простых людей, далеких от проблем образования. Особым вниманием он окружен, безусловно, и репетиторами по математике. Готовиться к ЕГЭ начинают в школе, а окончательную фазу все-таки доверяют частному преподавателю. Отсюда высокий спрос на индивидуальную помощь начиная с февраля—марта. Этот год не стал исключением.

Каждый уважающий себя репетитор математики считает подготовку к ЕГЭ кульминацией своих занятий, а его результат воспринимает, отчасти, как оценку уровня и своих знаний тоже. Что же такое ЕГЭ сегодня? Произошли ли какие-нибудь изменения по сравнению с прошлым годом? Каким должен быть экзамен? На что репетитору обратить внимание в работе с ЕГЭ на будущий год?

Какое общество — такой и экзамен. В Германии если ты превысишь скорость, водитель, которого ты обогнал, немедленно сообщит в полицию. У нас же подмигивают, что гаишник в кустах.

Формально таблица перевода первичных баллов в тестовые ЕГЭ-2011 по математике не сильно отличается от ЕГЭ-2010. Но нам много лет вдалбливали, что тестовый балл зависит исключительно от рейтинга, даже формула на сайте информационной поддержки ЕГЭ есть. И что мы видим? 12 первичных баллов (за часть В) переводятся в 56 тестовых в 2010 г. с рейтингом 81,8 (это процент участников, набравших такой же балл или ниже) а в 2011 г. с рейтингом 73,5.   15 первич.баллов или 66 тестовых(средний результат моих учеников) в 2010 г. имели рейтинг 94,3, а в 2011 г. только 89,6. 18 первич. баллов или 73 тестовых соответствовали рейтигу 98 в 2010г. и 95,9 в 2011 году. Как говорят в Одессе, две большие разницы. Что, поправочный коэффициент на всеобщее списывание ввели?  Но ведь как красиво смотрится: в 2010г. минимальный порог был 21 балл, а в 2011г. — уже целых 24 балла! Остается надежда на то, что президент которого выберут на следующие шесть лет, проявит политическую волю и узаконит, наконец, глушилки во всех пунктах проведения ЕГЭ. А пока их не установили, за «описки» типа 313 вместо 3 \sqrt{3}, интеграл вместо интервала и т.д. ставить 0 баллов за ВСЮ работу.

По поводу стандартизации заданий. В прошлом веке перед страной стояла задача догнать и обогнать США. Нужны были толковые инженеры и программисты, которые способны что-то изобрести или усовершенствовать. Сейчас мы трансформировались в общество «квалифицированных потребителей». Можно долго рассуждать о том, что это плохо, но факт остается фактом. Отсюда и задачи такие: рассчитать стоимость обоев, подставить три числа в формулу, вычислить угол пользуясь определением, выбрать из двух-трех решений на окружности одно-два лишних. Про задачи на оптимизацию в части «С» можно забыть, поскольку есть «высочайшее» мнение о том, что высшая математика убивает креативное мышление. Хотя не все так плохо, ответ на последний вопрос задания С6 является сложной задачей даже для репетитора по математике.

Перед разработчиками экзамена стояла очень сложная задача совместить экзамен для «гуманитариев» и способных к математике учеников. Я считаю, что они справились с этой задачей неплохо. Про неравноценные варианты для Запада и Востока страны говорить некорректно, поскольку более сложное задание С3 западных вариантов компенсировано существенно облегченным заданием С5. Но похоже уже на самом верху поняли, что гибрид гоночного автомобиля и самосвала уступает по своим характеристикам и тому и другому. Именно с этим я связываю задержку с демоверсией ЕГЭ-2012. Надеюсь,что уже в ближайшее время мы увидим версии двух разных по содержанию экзаменов.

ЕГЭ конечно охватывает не все возможные задачи и комбинации школьной математики. Но давайте вспомним, что было пять лет назад, когда многие ученики вызубривали решения вступительных задач даже не понимая условие, когда «репетитор» из МГУ сам не мог решить задачи для Финансовой академии, ГУ-ВШЭ и наоборот. Не мог, потому что не знал некоторых подвохов, имеющих весьма отдаленное отношение к математике. Для особо умных но со стороны существовала формулировка: «Решение верно, но нерационально. Математических способностей не выявлено». По мне лучше ЕГЭ, чем такая «абитуриентская математика».

И последнее. Задачи части «С» хотя и имеют определенную структуру, но охватывают достаточно большой класс задач и их комбинаций для развития математических навыков и способностей учеников. Никто ведь не гарантирует, что в С1 будет обязательно тригонометрическое уравнение, а в С3-логарифмическое неравенство. Могу со всей ответственностью заявить,что на задания типа С3-С6 слабого и даже среднего ученика натаскать невозможно. Поэтому задача профессионально ориентированного репетитора математики гнуть свою линию и, по мере возможности, не просто натаскивать на определенные типы задач, а развивать логическое мышление. Времена меняются, а математическая культура остается.

Григорий Павлович, репетитор по математике Москва, Митино.

{ 0 комментариев… напишите первый комментарий }

Оставьте комментарий