Курчатовская школа. Подготовка к олимпиаде с репетитором

Сегодня в Москве работает несколько сильных физико-математических школ, для зачисления в которые недостаточно одной лишь подачи заявления на прием. Многие проводят свои собственные экзамены через олимпиады с расчетом на определенный уровень подготовки ребенка. Одна из них — Курчатовская школа.Курчатовская школа - фасад Расскажу об истории ее создания, регламенте вступительных испытания в 5 класс и специфики работы репетитора по математике для достижения главной цели — поступить.

С далеких девяностых, когда на базе Курчатовского института школа была создана, и до недавнего времени она торжественно носила номер 1189, словно знамя победы. По привычке многие выпускники прошлых лет продолжают называть ее именно так.

Как проходил набор в школу в 2023 году?

Корпус ФМО (физико-математическое отделение) не имеет началки и набор в него всегда проходил в конце апреля — начале мая с традиционными экзаменами по двум предметам: математика и русский язык. Русский периодически исключали, а математика всегда оставалась, носила ярко выраженный олимпиадный характер и представляла из себя достаточно серьезное для среднего школьника испытание. В 2023 году Курчатовскую школу обязали проводить еще и начальный базовый тур с объединением двух предметов — математика + окружающий мир.

Оценивался он исключительно как зачет или не зачет и не представлял существенной сложности для большинства детей. Основной тур всегда страховался пробным февральским, от результатов которого ничего не зависело, а применялся для отсева случайных детей, напуганных сложностью задач, а также для снижения уровня влияния стресса для тех детей, кто привык показывать хорошие результаты, решая задачи в спокойной привычной обстановке.

4 отборочных этапа для поступающих на ФМО Курчатовской школы

  1. Единая работа по математике и окружающему миру с заданиями не выходящими за рамки начальной школы
  2. Комплексная работа по русскому языку и тоже не выше уровня начальной
  3. Основной этап — Олимпиада по математике
  4. Собеседование

Все работы письменные. Собеседование в большей степени  формальное и проводится с участием родителей или с иными  законными представителями ребенка.

Рекомендованный и резервный список для поступления в ФМО Курчатовской школы

Если по итогам олимпиады был получен балл выше установленного — Вы попадаете в список, рекомендованный к зачислению. Если не добрали 1-2 балла — Вас заносят в резервный список. Он нужен на случай, когда кто то из первого списка не пожелает реально учится в Курчатовской школе. Многие сдают экзамены в несколько мест, а затем выбирают. Конечно, если сильный ребенок успешно взял высоту 179 школы, то вероятнее всего он предпочтет ее Курчатовской. В итоге одна позиция рекомендованного списка освобождается и на нее автоматически переносят кого то из резервного. В моей практике работы репетитором по математике не замечено случая, когда бы мой ученик из резервного списка так и остался бы за бортом Курчатовской школы. Все поступали.

Если Вы не попали в ФМО после 4 класса, не теряйте надежду. Есть шанс пройти добор на освободившиеся штучные места через год. Периодически Курчатовская школа анонсирует полноценные наборы в 7 класс.

Если математический класс корпуса ФМО так и оказался не по зубам — можно попробовать поступить в другие корпуса на свободные места, а в старших классах Курчатовская школа набирает новые классы по различным профильным и предпрофессиональным направлениям. Информация доступна на по ссылке о наборах в 7-11 классы Курчатовской школы

Необходимость в репетиторе для ФМО Курчатовской школы

Какую помощь в поступлении в 5 класс может оказать частный педагог? И нужна ли она вообще?

Конечно, ребенок сдает свой первый экзамен в жизни, а если касаться основного олимпиадного тура, то на нем и вовсе непривычно сложно. После пробного февральского случайно наудачу забредшие на олимпиаду дети, даже у которых по школе стабильная пятерка, выходят с шальными глазами и заявляют: «мама, мы такого не проходили». Ну как тут не вмешаться репетитору?

Без соответствующей практики на благополучный исход экзамена вряд ли можно рассчитывать. Школьных навыков точно не хватит, а заполнять образовавшийся вакуум, обращаясь к родителям, удается далеко не всегда. Взрослые часто сами с трудом решают нестандартные задачки, а если и справляются с ними, то не редко привлекают средства старшей школы: пропорции, уравнения и даже системы уравнений.

Безусловно вступительное испытание в Курчатовскую школу подразумевает использование иных подходов. Научить элементарным, но ловким приемам решений может только опытный репетитор по математике, практикующий уроки с малышами не один год. Есть еще вариант групповых занятий или курсов, но их эффективность, особенно для проблемных детей младшего возраста, крайне не высока. А проблемные дети встречаются через одного. Никто не станет вникать в индивидуальную моторику и механизмы мышления каждого ребенка на курсах.

Вопросы оформления решений

Мало проявить смекалку и просто решить задачу. Ее еще нужно особым образом оформить. В обычных школах до 6 класса вообще не учат объяснять, а в Курчатовской ребенку поставят еще и особые требования к этому оформлению. Недостаточно просто выписать арифметические действия в правильном порядке или, тем более, ограничиться голым ответом. Нужно показать ход мыслей, приводящих к нему. Опытный репетитор выручает как никто другой. Его миссия — научить ребенка не только думать и строить умозаключения, но еще и математически грамотно переносить их на бумагу. Я на своих занятиях уделяю этому вопросу одно из первостепенных значений.

Текст задачи, оформленной на фото: сможет ли ладья обойти клетки шахматной доски 7×7, с чередованием вертикальных и горизонтальных ходов так, чтобы посетить каждую клетку ровно 1 раз?

О содержании занятий с репетиторам при подготовке к олимпиаде

Главный стержень методики моей работы — неспешное и аккуратное рассмотрение нестандартных задач для 4 — 5 классов на смекалку и логику в самом широком диапазоне. В обычной школе их почти не касаются и приходится надеяться исключительно на свои занятия. Привязка к возрасту и программе в олимпиадах достаточно условная. Проверяются не столько знания, сколько умение самостоятельно мыслить в нестандартных ситуациях. Поэтому способность к решению отражает главным образом уровень развития маленького человечка: силу его внимания, памяти, скорости мышления, умение вообразить и представить себе рассматриваемые объекты (процессы) в реальности. Поэтому основным направлением стратегии подготовки в школу имени Курчатова, реализуемая репетитором по математике, становится развивающая тематика заданий, максимально разнообразных и необычных. С параллельной тренировкой памяти и внимания. И чем шире у репетитора заготовленная база таких заданий, чем лучше она продумана и отсортирована, тем выше качество подготовки в Курчатовскую школу.

Не имея достаточного уровня развития (математического и общего интеллектуального) на олимпиаде делать нечего, ибо искать выход из нестандартных ситуации придется «с чистого листа». Ребенок просто не сможет оценить влияние разных факторов условий, не сможет прокрутить все варианты и случаи, которые часто требуется перебрать для поиска решения. Обязательно что-нибудь упустит, да и простую типовую задачку, искусно замаскированную составителем под уникальную, может не узнать. Тренер — репетитор, занимающийся комплексной помощью, а именно практикой распознания задач в сочетании с развитием когнитивных ресурсов ребенка, — существенно повышает вероятность наилучшего исхода олимпиады.

Страницы: 1 2 3 4 5 Далее

{ 14 комментариев… прочтите их или напишите еще один }

Марина Николаевна 31 августа, 2012 в 19:03

Здравствуйте !Мой сын учится в 3 классе в шк.1358.Хотелось бы получше развить ему математические способности. Есть ли у Вас свободные часы и для нас? Спасибо.

Варя Фартушняк 7 июля, 2014 в 20:47

Извините,а не знаете ли Вы что-нибудь насчет заданий по математике для 9 класса?

Колпаков А.Н. 8 июля, 2014 в 2:11

Вы имеете ввиду олимпиадные задания для поступления в 9 класс Курчатовской школы? Или в 10-ый? К сожалению, не приходилось сталкиваться с такой подготовкой, хотя сейчас у меня занимается 2 старшеклассника из 1189. В школе не меняется только ежегодное вступительное испытание в 5 класс, с которым все понятно. Остальное подвижно. Например, в этом году был организован экзамен в 6 классе для послупления в математический 7-ой класс (несколько странно звучит, если учесть, что Курчатовская школа по определению математическая). С 9 классом та же история. Думаю, по отдельно взятому материалу вряд ли можно будет полноценно подготовиться даже с репетитором по математике. Отбор старшеклассников наверняка будет зависеть от контингента имеющихся учеников школы и от преподавателя математики, набирающего 10 класс. Здесь нет каких-либо сложившихся традиций и отлаженной системы составления заданий. Вероятно будут учитываться результаты по ГИА. К сожалению, на моем сайте также нет олимпиадных заданий по математике для 9 класса Курчатовской школы.

Владимир. 20 сентября, 2016 в 14:47

Уважаемый Александр Николаевич! Вы написали и описали очень подробно многие стороны деятельности репетиторов по математике для подготовки ребят к олимпиадам. Ваши рекомендации книг Петерсона, Виленкина, Козловой вполне достаточны для начала, а далее задачки по Кванту и т.д. Ваш материал представил определенный интерес. Спасибо. Владимир, Д.Т.Н.

Колпаков А.Н. 20 сентября, 2016 в 19:36

Очень рад, что Вам помогли материалы сайта. Правда переход от Виленкина сразу к Кванту слишком резкий. Я бы так сразу не перескакивал.

Оксана 28 сентября, 2017 в 19:08

Подскажите, а есть ли возможность поступить в Курчатовскую школу в 7 класс?

Евгения 3 октября, 2017 в 5:20

Александр Николаевич, есть ли у Вас возможность подготовить мальчика (10 лет) к поступлению в Курчатовскую школу?Мы бы хотели заниматься 1 раз в неделю. С уважением, Евгения.

Колпаков А.Н. 5 октября, 2017 в 9:51

Да, звоните и приезжайте ко мне в Строгино. Есть все варианты олимпиад в Курчатовской школе за последние 10-12 лет и огромный опыт работы с маленькими детьми. Кроме этого накоплен гигантский методический и дидактический багаж, необходимый для серьезной и качественной подготовки.

Колпаков А.Н. 5 октября, 2017 в 20:03

Оксана, что Вы имели ввиду? Проводит ли Курчатовская школа отдельное испытание для набора в свой 7 класс? В прошлые годы такой экзамен предлагался. Сейчас трудно что ли бо понять в силу объединения школ 1189 и 2077, тем более что решение о дополнительном наборе принимает по ситуации сама школа. В любом случае в 7 класс поступить сложнее, чем в 5 класс. И задания сложнее и мест свободных меньше (один класс всего). Репетитор по математике в данном случае становится еще более востребованным.

Татьяна 30 мая, 2018 в 16:16

Александр Николаевич, здравствуйте! Хотели бы попробовать на следующий год поступить в Курчатовскую школу в 5 класс. Пока не могу сказать о математических способностях сына (9 лет). Учится нормально. Мы живем в Строгино. Можно ли попробовать позаниматься с репетитором?

Колпаков А.Н. 8 июня, 2018 в 4:59

Здравствуйте! Да, конечно, я готовлю в Курчатовскую школу. Опыт и все необходимые материалы в избытке.

Сеня 1 октября, 2023 в 3:14

Здравствуйте! А Вы готовите в Курчатовскую школу в 10 класс?

Колпаков А.Н. 1 октября, 2023 в 3:17

Здравствуйте! Да, возможно, конечно. Наберите,обсудим.

Колпаков А.Н. 22 октября, 2023 в 23:13

Ирина, здравствуйте! Да, конечно, я не только работаю репетитором по подготовке в Курчатовскую школу, а занимаюсь и с отстающими тоже. Огромный опыт вытягивания учеников на хороший уровень и своя база заданий. Наберите, обсудим.

Оставьте комментарий