Репетитор по математике о работе с весами

by Колпаков А.Н. on 14 августа 2016

Для самых маленьких учеников 2 — 3 класса, а также в особых редких случаях работы со старшими детьми 4 — 6 классов, не имеющих начального представления об использовании законов математики в простейших взаимосвязях между величинами, можно применять различные практические демонстрации. Одна из них использует высокоточные электронные весы.
Репетитор по математике в работе с весами
Как с ними работать? В простейшем варианте репетитор по математике взвешивает на весах части какого-нибудь предмета, а затем и весь предмет целиком. Показания записываются в тетради, после чего легко проверяется верность соответствующей числовой модели (A + B = C). Легко и весьма убедительно для ученика. Несмотря на простоту и очевидность данного равенства ребенок не всегда умеет эту взаимосвязь выяснить (вспомнить о ней) в практических задачах. Яркая демонстрация с использованием весов активно помогает репетитору по математике улучшить печальную учебную статистику. Мои весы позволяют работать с любой массой до 5 кг. Этого более чем достаточно.

Практика работы с отстающими детьми 4 — 6 класса порой заставляет подбирать особые исключительные методы объяснений. Они продумываются репетитором отдельно и часто используют необычные формы, аналогии и демонстрациями, вплоть до очевидных и даже смешных. Вы наверняка замечали, что чем проще факт, тем сложнее он объясняется. Порой просто не подобрать нужных слов.

Осознание необходимости растолковать ребенку простые истины (понятные взрослому человеку), является показателем квалификации и «масштаба» преподавателя и позволяет судить о репетиторе по математике как о профессионале. С опытом приходит понимание, что изучение основ арифметики должно сопровождаться яркими и запоминающимися образами и эффектными демонстрациями. Одной из них демонстраций может стать использование на уроке электронных весов.

В 5 — 6 классах, особенно в задачах на дроби, дети часто не замечают простейших взаимосвязей между величинами, отраженных в законах сложения и вычитания. Например, часто забывается, что значение величины, измеряющей весь объект целиком равно сумме мер его частей. Как репетитору по математике продемонстрировать работу чисел при измерении веса? Очень просто. Репетитор ставит на стол электронные весы, взвешивает части какого-нибудь целого предмета, затем дает задание ученику сложить полученные значения. После этого найденная сумма сверяется с данными на табло после измерения веса целого объекта.

Казалось бы – зачем весь этот балаган? Я тоже так думал до определенного момента, пока не попробовал применить весы в работе с очень слабым школьником 4 класса. Эффект был потрясающим. Ребенок не только быстро усвоил правило, но и в целом оживился, проработав остаток урока с большим подъемом и интересом, чем обычно.
На пользу занятиям идет любая смена монотонной деятельности ребенка. Малыши устают от однообразия и на ура принимают из уст репетитора по математике все необычное и красивое. Электронные весы — отличный помощник в организации работы. С одной стороны ребенок отдыхает от нудной рутины, нажимая на кнопки и наблюдая за показаниями на табло, а с другой стороны убеждается в актуальности математики и в ее практической пользе.

Как репетитор по математике «взвешивает» задачу на весах

Приведу пример конкретной задачи для 3 — 4 класса, которую в случае работы с очень слабым школьником можно «положить на весы»: масса шариковой ручки вместе с упаковочной коробкой составляет 189 граммов, а масса одной ручки равна 43 грамма. Найдите массу пустой коробки.
Любая задача или проблема, ответ к которой можно проверить на окружающих предметах, всегда лучше оседает в памяти. Поэтому сопроводим решение следующими демонстрациями.

На картинке слева показаны весы и паркер Паркер репетитора по математике репетитора по математике весом в 43 грамма. Ручка взвешивается на весах сначала отдельно, затем в коробке и только потом репетитор формулирует условие и вопрос задачи. После взвешивания паркера вместе с коробкой Паркер репетитора в коробке (на табло правого рисунка отчетливо видно значение в 189 граммов) нужно записать краткое условие в тетрадь и попросить ребенка подобрать для поиска веса пустой коробки и соответствующее арифметическое действие. После получения ответа проводится практическая проверка общим взвешиванием. Как видно из нижеприведенной картинки, все расчеты верные: 189 — 43 = 146 (граммов)

Математические игры с весами

Для математических игр с весами можно придумать более «сложные» ситуации вплоть до олимпиадных: карандаш и 3 ручки весят 110 граммов, а 2 карандаша и 7 кучек весят 250 граммов. Сколько весит карандаш? Репетитор с фантазией легко направит привычную форму работы в игровое русло: «Давай каждый из нас попробует прикинуть / угадать вес карандаша? Выиграет тот, чей вес окажется ближе к ответу». Ребенку обязательно понравится необычная форма урока, при которой репетитор по математике, словно фокусник, оживляет окружающие предметы, заставляя их участвовать в эффектном красочном представлении. Богатая дидактическая база уроку обеспечена. Бери любые предметы в количестве M и N штук и сами весы «сочинят» нам задачу.

Можно купить вторые весы и тем самым создать лучшие условия для наблюдения за процессами сравнений. Примером использования может служить такая задача: ластик тяжелее линейки на 10 граммов. На сколько граммов 4 ластика тяжелее 4 линеек? С двух весов можно снимать одинаковые предметы и следить за сохранением соответствующей разницы (либо за равенством масс).

Важный помнить: у каждого измерительного прибора есть допуск, то есть погрешность измерения. Конечно, не очень приятно получить расхождение реального веса с расчетным даже в 1 грамм. Выходов два: поискать «продвинутые» весы, которые могли бы измерять с точностью до долей грамма (есть ювелирные весы), но эти доли не показывать, либо просто предупредить ученика о возможной погрешности и скорректировать условие игр: ошибка в 1 грамм не считается.

Маленьким детям необходимо разнообразие видов деятельности на уроке, ибо они очень устают от рутиной монотонной работы. Это только один из положительных аспектов работы с весами. Кроме него репетитор по математике подогревает интерес к предмету, демонстрируя его привязанность к реалиям нашей жизни. Детям нравится лицезреть некое действо вокруг самой обычной скучной задачки, моментально проверить ответ, не прибегая к помощи родителей или репетиторов. Не надо ничего писать, только перемещай предметы и следи за показаниями табло. Демонстрации на весах можно рассматриваться как отдых от традиционной формы работы на уроке.

Весы – не доска, можно взять с собой к ученику. Я занимаюсь у себя дома — Строгино и редко соглашаюсь на выезд, однако он возможен в некоторые удобные мне точки Москвы. Среди них Крылатское, Щукинская, Митино, участок метро Планерная – Баррикадная). Звоните!

Уважаемые репетиторы! Поделитесь своим опытом работы с трудными или олимпиадными детьми. С большой охотой размещу на своем сайте описания любых инновационных идей и интересных подходов к обучению. Придумайте свои задачки для работы на весах.

С уважением, Колпаков А.Н. Помощь ученикам 4-5 классов по математике в Строгино.

{ 0 комментариев… напишите первый комментарий }

Оставьте комментарий