Репетитор по математике о работе с заданием «заполнить пропуски»

Работа с пропусками – одна из форм организации деятельности учащегося на занятии. Причем весьма эффективная. При ее использовании репетитор по математике приносит на урок заранее приготовленные оформленные решения (полностью или частично), в записях которых пропущены какие-то важные кусочки записей или этапов изучаемых алгоритмов. Они специально подбираются и выделяются. Пропуски могут заполняться числами, буквами, знаками или словами и отражать особенность изучаемой с репетитором темы, того или иного тренируемого навыка.

Задание репетитора по математике на заполнение пропусковЗадания репетитора по математике на заполнение пропусков помогает искоренять типичные ошибки, связанные с неверным использованием правил или теорем, алгебраических или вычислительных преобразований, логических переходов, оформлений, ошибок от невнимательности или неаккуратности. Это своего рода репетитор по математике на бумаге, позволяющий управлять действиями и мыслями ученика. Пропуски не дают ребенку отклоняться от правил, вплоть до завершения работы с алгоритмом или обозначенногого репетитором этапа решения. В результате школьник может полностью выполнить то или иное алгебраическое преобразование, осознать и запомнить ошибку, допущенную в аналогичных номерах традиционной формы работы.

Работа со зрительной памятью

Математика – предмет, предъявляющий очень высокие требования к объему информации, находящейся в голове изучающего ее человека. Поэтому работа репетитора, направленная на запоминание свойств математических объектов, алгоритмов и оформлений считается чуть ли не основной (наравне с разъяснительной работой). При определенных условиях занятий и должной мотивации ученика правильное воздействие на наиболее активные виды его памяти (такие, как зрительная) могут принести репетитору по математике фантастические результаты. Известно, что запоминание способствует усвоению и пониманию математики, к которому стремятся все репетиторы. Также оно является важным и необходимым (но не достаточным) условием успешной сдачи ЕГЭ.

В каком случае репетитор по математике использует пропуски?

Любая методика, зарекомендовавшая себя в определенной ситуации, не дает оснований преподавателю применять ее повсеместно с учениками всех типов и возрастов. Эффективность заданий на пропуски проявляется при работе репетитора математики в младших классах, со слабыми, неряшливыми или невнимательным детьми. Пропуски не тренируют моторику действий и часто не несут смысловой нагрузки, а лишь позволяет запоминать какие-то важные моменты решений (или правил). С увеличением возраста ребенка необходимость в открытых заданиях постепенно отпадает. Уже к 9 классу их КПД по сравнению с традиционными упражнениями становится практически нулевой. Не думаю, что репетиторы при подготовке к ЕГЭ по математике должны заниматься устранением пробелов такими средствами. Рабочие листочки имеют наибольшую ценность в период активного развития ребенка в 5 — 6 классе, а также в тот период, когда математика разделяется на алгебру и геометрию (7 класс).

Заполнение пропусков – излюбленная тема различных рабочих тетрадей по математике для 5 — 8 классов, а особенно по геометрии в 7 классе, когда идет обучение логике доказательств. Однако не всегда их материал отвечает потребностям и возможностям конкретного ученика. Репетитор же споособен адаптировать задания для индивидуального использования и вырабатть у него именно те навыки, которые нужны в данный момент.

В чем преимущество уроков математики с пропусками?

Главным достоинстом методики пропусков является структурная открытость решений. Ребенок с самого начала видит все его этапы (и даже ответ), а механизмы зрительной памяти, на которые воздействует репетитор по математике, помогают запоминать последовательность выполнения операций и особенности расположения математических объектов в записях.
Работающие с данной методикой репетиторы по математике легко управляют вниманием и мышлением ученика в каждом конкретном задании, а иногда даже учат логике действий. Репетитору удается выделять именно те точки решения, с которыми у школьника возникают наибольшие трудности. Окружающие пропуски записи несут функцию опорных подсказок и позволяют репетитору по математике акцентировать внимание на какой-либо ценной теоретической информации (на теореме, формуле или алгоритме)

Как репетитору пользоваться методикой?

Надо понимать, что удаление из привычного оформления задачи какого-то его кусочка приводит к увеличению времени, необходимого для анализа структуры записей. Кроме того ученику бывает трудно отслеживать переходы (в длинных конструкциях) от одного пропуска к другому, ибо приходится всматриваться в объект (решение) целиком. Перед глазами «проплывают» строки с множеством знаков и чисел, пустых и заполненных полей. В этом лабиринте легко затеряться.

Какие приемы может задействовать репетитор по математике для снижения влияния фактора объема записей?Как репетитор по математике использует цветовые ориентиры Я рекомендую использовать цветовые ориентиры — подсказки и особенности расположения объектов на листе бумаги. Если в одном примере (например, на раскрытие скобок в 7 классе) проводится работа с несколькими выражениями сразу (каждый со своими пропусками), репетитор по математике привязывает каждое из них к определенному цвету. Я обычно выделяю зеленым облаком параллельное выражение (второй многочлен). Именно облаком, а не рамкой, чтобы не сплести «паутину» из параллельных линии прямоугольников. Должна быть выдержаная единая форма подсказок, чтобы ученику не приходилось привыкать к изменению цветовой палитры репетитора по математике в каждом новом задании.

При работе с алгебраическими преобразованиями репетитор по математике может фокусировать внимание ученика Как репетитор по математике фокуссирует внимание ученика на переходах от одного объекта к другому при помощи их удобного расположения «в колонку» (друг под другом). Лучше перенести на новую строчку запись длинного объекта, полученного от преобразования, чем «растягивать колбаску». Если для каждого алгебраического перехода репетитор по математике выделяет отдельную строку, то при этом не только ускоряется заполнение самих пропусков, но и сокращается количество невынужденных ошибок, вызванных неудачным размещением информации на листочке.

Желательно отказаться от длинных решений (или доводить записи с пропусками до определенного этапа), подавать задания с ясным и четким (знакомым и привычным для ученика) расположением математических символов и сокращений.
Репетитору важно убедить своего школьники заполнять пустоты карандашом, ибо его легко стереть при возникновении ошибки. Для учеников, у которых эти ошибки валятся одна за другой, материалы репетитора по математике должны иметь запас свободного пространства вокруг каждого примера или задачи. Иначе преподаватель просто не найдет места для объяснений и выделения ошибок красными чернилами.

Эффективным методом работы с самыми слабыми учащимися является сочетание демонстраций готовых решений на рабочих листочках с пропусками. Материалы можно готовить как к самому уроку, так и для домашнего решения. Мало кто из репетиторов по математике соглашается на подобную работу, ибо это очень затратное мероприятие. Приходится размещать каждый номер на отдельном листочке (часто на А4), вверху которого показывать образец какого-то действия (или алгоритма), выделять теоретические подсказки — сопровождения, а внизу готовить поле для записи самостоятельного решения на пропусках (в аналогичных или измененных условиях с другими числами).

Репетитор по математике Колпаков А.Н. Москва, р -н Строгино.

{ 5 комментариев… прочтите их или напишите еще один }

таня 13 октября, 2012 в 17:39

А как на счёт математических конкурсных мероприятий?

Колпаков А.Н. 14 октября, 2012 в 1:12

А что именно Вас интересует в работе репетитора?

Ольга 5 марта, 2013 в 21:52

Мне понравилась ваша статья. Я задание с пропусками разрабатываю и применяю для введения нового материала на уроках в школе.

Виктория 16 ноября, 2016 в 5:15

Здравствуйте можно попасть на занятия по скайпу?

Колпаков А.Н. 22 ноября, 2016 в 8:07

Виктория, я не занимаюсь по скайпу и не советую останавливаться на этой форме обучения.По крайней мере в том случае, если Вас интересует качественные уроки с высоким КПД.

Оставьте комментарий